Нелли Бибишева: «В начале 1967 года газ пришел в Кишинев (…) и был зажжен символический факел»

В мире полезных профессий есть много таких, о которых мало что известно. О представителях этих рядовых отраслей не принято говорить, у них редко берут интервью, а жаль, они могут рассказать много интересного.

Нелли Павловна Бибишева.  Трудно представить, что эта красивая, миниатюрная, всегда элегантно одетая женщина выбрала техническую, больше мужскую специальность – Теплогазоснабжение. 60 лет трудового стажа в профессии, из них 40 лет на одном месте в «Кишинэу-газ». Благодаря таким как она, у нас тепло зимой в квартирах, мы греем воду и готовим пищу, пользуемся транспортом и многими привычными вещами, которые упрощают наш быт.

Расскажите о себе, как вы оказались в Кишиневе. Почему, в послевоенное время, когда молодые девушки мечтали стать учителями, врачами, вы выбираете техническую профессию – газовое снабжение.

Родилась я в Вологодской области, куда мои родители в первые месяцы войны были эвакуированы из Ленинграда. Папа был военным, участвовал во взятии города-крепости Кёнигсберг и по окончании войны остался там работать. Мы с мамой переехали к нему, там я окончила школу и передо мной встал вопрос, куда пойти учиться. Получив аттестат, мы с моей подругой решили поступать в техникум, потому что в Калининграде было всего два института: педагогический и медицинский. Я не хотела быть ни педагогом, ни врачом, и выбрала Архитектурно-строительный техникум специальность «Городское газовое хозяйство». Слово «городское» было решающим, оно означало, что по окончании нас направят на работу обязательно в город. Техникум был союзного значения и его выпускников распределяли по всему Союзу. При распределении нам предложили на выбор Молдавию и Узбекистан. Мы выбрали Молдавию, все-таки это европейская часть, ближе, и еще нам очень нравилась молдавская музыка, часто по радио звучали молдавские мелодии, голоса Тамары Чебан, Георге Ешану, Ефима Балцан. А Узбекистан для нас был далеким и неизвестным.

1960 год, улица Бурлаченко. Ведомственный жилой дом для работников газового хозяйства.

Направили нас в Кишинев, в Республиканскую контору газового хозяйства, так она тогда называлась. В то же время, кроме нас, приехали специалисты из Минска, Львова, Одессы и Баку. Газовое хозяйство в Кишинёве было интернациональным, все мы жили в одном доме, ведомственном, на ул. Бурлаченко (сейчас ул. Braniștii) на Нижней Рышкановке (фото). Позже, уже работая в Кишиневе, я окончила Московский инженерно-строительный институт, специальность «Теплогазоснабжение и вентиляция». Когда открыли такой факультет в Кишиневском политехническом институте, в этой отрасли было мало специалистов и меня пригласили читать курс лекций.

Вернемся в 1959 год. Прошло более 60 лет, вспомните Кишинев тех лет. На чем вы приехали, поезд или самолет? Что вы увидели первым в городе – прежний аэродром или железнодорожный вокзал? Ваши впечатления.

Приехали мы на поезде Москва-Кишинев. Ещё в поезде мы впервые услышали молдавскую речь (до этого мы ее слышали только в песнях) и она нам показалось такой необычной, что мы даже замерли. Это была первая, после немецкой, иностранная речь, которую я услышала. Приехали на вокзал, он нам показался небольшим, красивым и очень уютным, сдали свои вещи в багаж и пошли знакомиться с городом. Первая улица, на которую мы вышли, была улица Фрунзе (сейчас Колумна). Мы были разочарованы, так как то, что мы увидели на этой улице, не соответствовало понятию «столица». Но, когда мы поднялись чуть выше и попали в центр на улицу Ленина, это было совсем другое дело, мы увидели красивые жилые дома в 4-5 этажей, административные здания, парки и скверы.

Мы искали Республиканскую газовую контору, само название говорило, что она должна быть где-то на центральной улице. Но нас перенаправили на ул. Измайловскую 84, и, каково было наше разочарование, когда мы увидели не солидное здание, а маленький домик, типа частных домов, с двориком, как все жилые дома на этой улице. Это было Республиканское газовое хозяйство. Первыми его руководителями тогда были начальник конторы Ростислав Григорьевич Пономаренко и главный инженер Иосиф Израильевич Чернис, которые и приняли нас на работу.

Вы приехали в Кишинев из немецкого Кенигсберга, которому суждено было стать советским Калининградом. Вы, как говорят, почувствовали разницу? Что было общего и что отличало эти два города.

Первое, что бросилось в глаза в Кишиневе – это светлый город. Может быть, потому что был август, лето, солнце. Много белого, зеленого, цветного. В Калининграде своя прелесть – в его серо-коричневых, сдержанных тонах, мрачноватости, небольшом количестве солнечных дней, частых дождях, но тем не менее он такой же зеленый как и Кишинев.

Калининград – это старый город, архитектура готическая, в годы войны был разрушен намного сильнее чем Кишинев, его бомбили, очень сильно, особенно центральную часть.  Почему-то медленно восстанавливался, наверное, не знали, что с ним делать, хотели сравнять с землей, но здравый смысл возобладал и город стали отстраивать. Когда мы уезжали в 1959 году, он ещё не был восстановлен, а в Кишиневе уже не оставалось следов войны. Возможно, потому что это была столица и в первую очередь восстанавливали столицы союзных республик.

Несмотря на сильные разрушения, в Калининграде сохранили и восстановили все памятники немецким писателям, философам, таким как Фридрих Шиллер,  Иммануил Кант и другм. Люди чтут их память и все памятники ухожены.

Вспомните Кишинев начала 60-х годов, вы 20-летняя девушка, как вы проводили время, где отдыхали, куда ходили? Театр, кино, танцы? В каких магазинах одевались, в каких кафе любили посидеть, в каких парках гуляли? Вы еще застали последний трамвай, помните его?

Да, в Кишинёве до 1961 года ходил трамвай, но как-то мало их было, помню шел по улице Павлова (Петру Рареш), Армянской. Видимо во время войны трамвайное хозяйство сильно пострадало, затем трамвай совсем сняли, разобрали рейсы и его заменил троллейбус. В Калининграде, кстати, остался только один трамвайный маршрут, а по бывшему центральному маршруту запустили экскурсионный трамвай.

Как мы отдыхали? Ходили в основном в театр, Оперный. Современного здания театра еще не было, оперный театр делил сцену с драматическим театром Пушкина (нынешний Театр им. М. Эминеску). Спектакли чередовались, одну неделю драматические, другую неделю опера или балет. Приезжали на гастроли известные исполнители – Большой театр. Каждый год мы с нетерпением ждали фестиваль «Мэрцишор». Очень популярна была Филармония. С открытием в 70-е годы Органного зала и Дворца «Октомбрие» выбор, куда пойти, стал намного больше, но было трудно достать билеты.

Часто ходили в кино, любимыми кинотеатрами были «Кишинэу» (не сохранился, на его месте Союз кинематографистов, ул. Александру чел Бун), «Бируинца» (в этом здании сейчас театр «Сатирикус», ул. Эминеску). Когда выбирались на Комсомольское озеро, обязательно посещали ближайший сеанс в Дневном кинотеатре. Очень популярен в те годы был Зеленый театр. Комсомольское озеро и парк вокруг него были одними из самых любимых мною мест: каскадная лестница, ротонда, рестораны на воде – там можно было приятно и незаметно провести целый день. Зимой озеро замерзало, тогда были суровые зимы, замерзали и озера в парке Долина Роз, молодежь и дети катались на коньках.

Еще мы любили гулять в парке Пушкина, в центре города. Особенно впечатляла недавно открытая Аллея классиков, 12 бюстов на небольшой аллее, подобного я нигде не видела. В парке Пушкина часто играл симфонический оркестр.

Конечно, как все молодые девушки, мы «бегали» по магазинам, в основном это был центральный универмаг (сейчас «Gemenii»), там, где сейчас магазин «Спорт», был хороший обувной, в здании примарии, на первом этаже маленькие магазинчики, все в основном в центре. Еще не было знаменитых Марицы, Хайне гата, универмагов. Ресторанов и кафе было не так много, как сейчас: 3-4 ресторана, остальные кафе и много столовых (столовые были по номерам). Любили посидеть в кафе «Днестр» (Комсомольская угол Ленина, сейчас ул. Эминеску), «Золотой початок» (бывшая Ленина), «Фрунзэ верде» (бывшая Гоголя), даже было кафе «Дружба» на бывшей ул. Ленина. Отдельные кафе, где продавали только мороженное, появились позже.

Улица Христо Ботева.

С 1967 года вы живете на улице Христо Ботева.  Это новая улица, с нее началась застройка верхней Ботаники, одна из немногих улиц, которые не были переименованы. Расскажите, какой она была, по ней всегда ходил троллейбус № 4, один из самых неизменных городских маршрутов.

Да, это была новая улица, застраивалась она вначале 5-этажными домами. Дома на то время, выглядели даже привлекательно, без пристроек, застекленных балконов, раскрашенных стен. Что удивило, когда мы сюда переехали, улица была уже зеленой, внутри квартала проложены дорожки, посажены деревья, кусты, между домами разбиты клумбы. Все было продумано – начало строительства домов и одновременно озеленение. Что любопытно, современные жители этого не знают: во многих дворах были установлены сцены, где проходили концерты, выступали дети, вечером показывали кино. К сожалению, эти сцены вытеснили гаражи и стоянки машин. Параллельно с застройкой улицы была проложена троллейбусная линия и, когда мы вселились, через неделю по улице Христо Ботева пустили 4-й троллейбус, который ходит до сих пор, правда уже плохо. Затем построили здания музыкального училища, спортивную школу-интернат, чуть выше, в конце улицы, художественное училище, появились 9-ти этажные дома.

В последние время возрос интерес к прошлому – истории своей семьи, родного города, улицы, зданий…  Но, существуют такие привычные для нас вещи, о которых никто особо не задумывается, но без них наша жизнь была бы намного сложнее. Это газ, вода, тепло, свет. И у них тоже есть история. Кишинев начала 60-х, преимущественно одноэтажный город, самые высокие дома в 5 этажей в центре города, централизованного газоснабжения еще не было. Что у людей было в домах, квартирах, расскажите.

Первый газифицированный дом в Кишинёве, ул. Димо 1/1.

Когда я приехала в Кишинев в 1959 году, индивидуальных газобаллонных установок, проще говоря, газовых баллонов, на тот момент было всего в нескольких сотнях квартир. Это были дома на центральных улицах – Ленина, Негруцци, Пушкина, Армянской.  Баллоны развозили в специально оборудованных машинах «клетках» с огнетушителями, маленький стоил 2 рубля, большой 2,50, но даже по такой цене не все могли себе их позволить, надо было платить не только за газ, но и за баллон, и за установку.  Среднестатистической семье баллона хватало на месяц. А в частном секторе все еще готовили на примусах, керосинках (в городе продавался керосин), зимой топили печки, это было очень неудобно.

Позже, когда началось жилищное строительство микрорайонов Рышкановка, Ботаника, газовые баллоны ушли в прошлое. И уже тогда во дворах начали строить резервуарные установки сжиженного газа, что позволило в дальнейшем легко переводить дома на природный газ. К этому времени был проложен магистральный газопровод природного газа из Шебелинского месторождения (Харьковская область, Украина). В начале 1967 года по этому газопроводу газ пришел в Кишинев.  В честь этого события состоялось торжественное собрание, затем мы все вышли на улицу, это была Ваду-луй-Водская, и зажгли символический факел, означавший, что в город пришел природный газ. Первым домом в Кишиневе, который перевели на природный газ, был дом по адресу Димо 1/1 (сейчас это ул. Киевская), первый дом за поворотом на Рышкановку (в торце дома в 70-80 гг. находилось кафе «Лакомка»). Таким образом, постепенно были ликвидированы групповые резервуарные установки во дворах и индивидуальные в квартирах (газовые баллоны). И уже к концу 1967 года на природный газ перешли более 4 000 квартир микрорайона Рышкановка, а также ТЭЦ-1. Природный газ менее опасный, чем сжиженный. Строительство газопроводов в городе велось под постоянным техническим надзором. При этом следили за качеством сварки, изоляции, соблюдением нормативных расстояний до зданий, сооружений.

Газовые трубы находятся под землей. По существу, мы ходим по ним, даже не думая об этом. Под какими улицами они проходят? Если случится утечка газа, как обнаружить поломку, есть какие-то опознавательные знаки?

Выбор трассы для газопровода.

Газопроводы проходят вдоль практически всех улиц в городе, за исключением некоторых, в том числе бул. Штефан чел Маре.  Наличие подземного газопровода отмечено указателями на стенах домов или на опорах, заборах, других наземных сооружениях. Глубина закладки труб 1 метр и более. Если случается неполадка, вдоль трассы проводится осмотр с приборами, прибор покажет, где изоляция повреждена, где утечка газа. Существует схема подземного города, эти схемы имеются в аварийной службе и в архиве. На каждый газопровод заведена документация, начиная с проекта и включая все сведения о производимых работах, все заносится в паспорт, фиксируется. Мы можем спать спокойно, за всем следят, проверяют и контролируют.

Вернемся к началу нашей беседы. У вас в жизни было два главных города Калининград и Кишинёв. Скажите, Кишинев стал вам родным?

Рубрика “Весенние интервью”, Вечерний Кишинёв, 8 марта 1969 год.

Конечно, Кишинёв стал для меня родным городом, столько лет всё-таки прошло. Хотя вначале меня тянуло в Калининград, там оставались родители, сестра. Я все-таки уехала очень рано, мне не было еще и 18 лет. Но, со временем, я, как, говорят, «пустила корни», вышла замуж, родилась дочь, появились друзья, коллеги, любимая работа… В Калининград я теперь приезжаю как гость.


Фотографии взяты из личного архива Бибишевой Нелли и книги Архитектура Советской Молдавии = Arhitecture of the Soviet Moldavia / А. Колотовкин, С. Шойхет, И. Эльтман. Москва: Стройиздат, 1987.


 17 марта 2021

Записала Таисия Фою, Secția „Memoria Chișinăului”

Advertisement

2 thoughts on “Нелли Бибишева: «В начале 1967 года газ пришел в Кишинев (…) и был зажжен символический факел»

  1. Интересная судьба и достойная биография. Благодаря таким скромным людям, как Н. Бабишева, сердце нашего города стучит без перебоя. Спасибо за этот репортаж!

    Like

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s