На бульваре Штефана был военный лагерь

,

Мы продолжаем рассказ об истории Кишинева XIX века. В прошлом выпуске «Кишиневоведения» шел рассказ о нашем городе в 1830-х годах. Сегодня доктор исторических наук Руслан Шевченко рассказывает корреспондентам «КП» в Молдове интересные факты об истории Кишинева самого начала XIX века.
Улицы в Кишиневе были и правда узкие, извилистые и очень грязные. Среди них можно назвать такие, как Большая (впоследствии ул. Павлова, ныне Петру Рареш. Она возникла в 1740-х годах рядом с единственной в те времена в городе церковью св. Николая, разрушенной в ходе русско- турецкой войны 1787- 1791 г.г. Восстановили ее в 1802-1806 г.г. и вновь разрушенной в 1961 г Вознесенская (впоследствии Якира, ныне Григоре Уреке), Антоновская, типичная для того времени улица, возникшая в Кишиневе еще в XVIII веке, на которой, кстати, жил Пушкин в период своего пребывания в городе (1820-1823) – (ныне Антон Панн) и другие.

В 1800-1810 гг. Кишинев располагался примерно по периметру нынешних улиц Петру Рареш, Антон Панн, Армянская, Александру Добрый (не достигая ее) и реки Бык. Район современного железнодорожного вокзала, недалеко от которого находилась т.н. «Каушанская рогатка», находился в то время за пределами Кишинева.

Улица Армянская, основанная примерно в первое десятилетие XIX века, получила свое название не только в честь армянских купцов, но и из-за Армянского подворья (размещалось в квадрате современных улиц Армянская, Тигина (бывшая Бендерская), 31 Августа 1989 г.(бывшая Киевская), и бульвара Штефана Великого.

B 1813 году инженер-землеустроитель Озмидов составил топографическую карту Кишинева. До наших дней дошел лишь фрагмент ее, включавший в себя будущие улицы Губернская (ныне Пушкина), Киевская (ныне 31 Августа 1989 г.), Семинарская (впоследствии Гоголя, ныне Митрополит Гавриил Бэнулеску-Бодони) и другие.

Центральной в плане Озмидова значилась улица Московская, известная жителям в XVIII веке как дорога, проходившая недалеко от окраин города. В ее окрестностях в 1789 году находился русский военный лагерь.

В 1817 году тот же Озмидов по поручению генерал-губернатора края Бахметьева составил детальный план города, в который внес как уже существовавшие в то время улицы, так и те, которые он предполагал проложить – от нынешней улицы Александра Доброго (в то время – Золотая, позже Харлампиевская) до ул. Матеевича (основанной уже в 1830-х гг. под именем «Галбинская сторона», впоследствии – Садовая) и между современными улицами Тома Чорбэ и Бендерская.

Практическая реализация плана Озмидова началась немедленно. Уже в 1817-1820 годах была проложена улица Золотая, ставшая границей между старым и новым Кишиневом, затем Каушанская (ныне Колумна, дома на этой будущей улице появились уже в конце XVIII века), Семинарская, а затем и ряд других улиц. Уже в 1818 году был основан существующий и по сей день в центре города Публичный сад. В 1810-е годы появились здание Митрополии, разрушенное в годы второй мировой войны, духовная семинария (существует на прежнем месте, хотя и в перестроенном виде, на перекрестке нынешних улиц Митрополита Бэнулеску-Бодони и Михая Когэлничану, ныне один из корпусов МолдГУ).

В 1829-1830 годах план Озмидова был доработан инженером Эйтнером и архитектором А.Глейнингом, а в 1834 году прошел вторичную обработку и был утвержден царем Николаем I в качестве Генерального плана Кишинева (2 августа 1834 г.). По нему Кишинев рос и развивался более 100 лет – до 1947-1949 гг.

Вице-губернатор Бессарабской области Вигель оставил после себя мемуары, которые как в советский период, так и ныне весьма неоднозначно оцениваются историками из-за своей крайней тенденциозности. Отмечая несомненный литературный дар Вигеля, способность нередко кратко и емко «схватить» суть происходившего, необходимо подчеркнуть, что он был резок в оценках…


Алена ГРОЗДЕВА. Никита ЗВЕРЕВ
КП в Молдове 10.12.2005

Leave a comment